Журнал "Шоу-Мастер" №82:Нет дыма без огня. Часть 2. Выбор управляющих программ и оборудования.

Публикации в СМИ
Ответить
VJLight
Сообщения:21
Зарегистрирован:10 авг 2017, 16:23
Журнал "Шоу-Мастер" №82:Нет дыма без огня. Часть 2. Выбор управляющих программ и оборудования.

Сообщение VJLight » 21 окт 2017, 08:56

Изображение

Арсений Сыроежкин,
www.vjlight.ru/Show-Master_82.html
www.minopolisoz.ru - теперь - https://www.zkidz.city/
www.ozmall.ru
В этом проекте ключевым моментом является решение применить оптимальные управляющие программы. И главными критериями в этом плане стали стабильность и функциональные возможности. Как ни странно, но выбор (для меня) был не самым сложным. Дело даже не в привычках и предпочтениях, а в реальной ситуации в этой сфере рынка на сегодняшний день. При кажущемся на первый взгляд изобилии на поверку выяснилось, что выбирать особо не из чего. Одни программы не умеют склеивать изображение, другие не поддерживают необходимое разрешение, третьи не работают с MIDI, четвертые периодически "глючат" и т.п...

Итак, нам необходимо управлять с одного компьютера световым оборудованием (ИК-лампами), видео, а также звуком. Начнем с видео. Учитывая немалые размеры стены для проекции, в проекте решено было применить склейку из четырех проекторов FullHD разрешения. Нам необходимо хорошее разрешения для качественной (четкой и естественной) картинки, ведь все должно быть максимально приближенным к реальности. Кстати, я уже перед открытием при тестовых запусках игры наблюдал забавную реакцию детей, которые первое время искренне верили, что огонь в окнах настоящий)).

Итак, программа управления видео должна уметь не только поддерживать 4К разрешение, но и склеивать изображение с четырех проекторов в единое целое, а также работать со звуком и иметь возможность управления внешними сигналами управления (MIDI, DMX и т.п.). Естественно, учитывая несколько нестандартное расположение проекционного оборудования, программа должна еще обладать функционалом геометрической коррекции изображения, и желательно в расширенном его варианте. Конечно, в нашем случае не обойтись простой виджейской программой.

Хоть за последнее время и появились программы с возможностью склейки нескольких экранов, а также геометрической коррекции изображения (с чудесной добавкой Video Mapper...), они не обладают возможностью одновременного вывода такого количества каналов видео, которое нам необходимо, как и необходимым количеством точек коррекции изображения. Поэтому тут нужен хороший медиасервер.

Круг того, что нам подходит по всем параметрам, резко сузился, и я выбрал ArKaos MediaMaster Pro. "Широко известный в узких кругах" ArKaos славится своей стабильностью, надежностью и поддерживает практически все те разрешения, которые вам необходимы. Помимо описанных выше возможностей эта программа и стоит меньше конкурентов, хотя это не главное для подобного рода проектов. Еще одним традиционно приятным бонусом ArKaos является поддерживание большого количества форматов видео.

Это позволяет нам, ко всему прочему, использовать такой чудо-формат, как H.264, который при разумном битрейте сохранит качество картинки, заметно снижая "вес" видеофайла. Вопрос со звуковой дорожкой ArKaos тоже с успехом закрывает, достаточно поставить одну галочку в настройках. Теперь свет. Тут тоже не такой уж сложный выбор. Да, программ управления светом за последние годы появилось неимоверное количество, но, как ни странно, не все они работают с внешними сигналами управления. Самое же главное – стабильность в работе.

Хочется, чтобы система работала, как швейцарские часы – точно, долго, на автомате, с минимальным участием людей...) Martin Light Jockey нам в помощь, как говорится). "Классика жанра", стабильный, как танк, простой, как булыжник. К тому же нам не нужна какая то новая продвинутая многоканальная суперверсия. Достаточно классической коробочки с минимальным количеством каналов. На него мы "повесили" и дым-машины, и ИК-лампы... По таймингу было прописано "шоу" для диммера и генератора тумана, "привязано" к сигналу в согласующем оборудовании. И все заработало!

Подбор проекционного и создание согласующего оборудования.

Начнем, пожалуй, с проекторов. Решение о применении именно "склейки" было принято мною не только из-за отсутствия на тот момент на рынке проекторов с 4К разрешением, но и из-за некоторых важных оптических особенностей. Всем известно, что у любого проектора фокусировка изображения относительно площади поверхности экрана не совсем равномерна даже при идеальных условиях установки (строго посередине экрана, под прямым углом относительно правой и левой стороны). Даже если вы настроите фокус в визуально комфортной для вас зоне экрана, то по краям сможете наблюдать некое его отсутствие.

Конечно, чем больше разрешение матрицы и чем дальше от проекции вы находитесь, тем этот эффект менее заметен, но в нашем случае, во-первых, проектор не может быть установлен строго напротив центра "экрана", а во-вторых, у нас слишком близкое расположение зрителей и игроков. Четыре проектора в сумме дадут большую площадь фокуса на экране, чем один при одних и тех же размерах изображения (рис.1).

Изображение

Изображение

Теперь о качестве картинки. Все видеохудожники прекрасно знают бренды-эталоны в этой области, но стоят они соответственно и для раскрытия всех их возможностей нужен профессиональный экран. У нас же не крутой кинотеатр, где мы смогли бы оценить, например, всю естественность оттенков кожи актеров...В любом случае светить проекторы будут на обычную кирпичную стену красно-коричневого, а местами и серого цвета), к тому же все это будет происходить при работающем генераторе дыма. Это не значит, что можно пренебречь качеством изображения, на сегодняшний день у вас это уже просто не получится.

Любой проектор серии Pro вполне закроет данную тему. В поисках качества сборки тоже не стоит метаться от Asus к Benq. Все мы прекрасно знаем, где сейчас производится 90% оборудования планеты, так что основными критериями выбора в нашем случае были фокусное расстояние объектива и яркость проектора. С первым особых проблем нет, ибо существуют online проекционные калькуляторы. Со вторым несколько сложнее. Ведь слова "будет нормально по яркости *** люменов" могут восприниматься разными людьми, мягко говоря, по-разному)). Поэтому был взят проектор предполагаемой яркости и отвезен на место инсталляции для теста, после чего уже и было принято решение.

Так всем (и заказчику, и инсталлятору) даже спокойнее. Отмечу небольшой математический факт: если вы способны визуально прикинуть, сколько необходимо люменов для вашей проекции из одного проектора, то при создании склейки из четырех проекторов смело делите на четыре не только площадь для каждого проектора, но и ту самую яркость... В итоге четыре проектора по 5000 люм. могут заменить один 20000 люм. с более равномерным световым потоком по "экрану" в целом. Про цену я корректно промолчу.

Еще одна важная деталь – интерфейс передачи сигнала. Самое оптимальное, чтобы не потерять качество изображения, – цифровой сигнал. SDI, HDMI, DP – наше все. К тому же существуют репиторы, усилители, приемники-передатчики по витой паре, активные кабели (со встроенным усилителем сигнала) и т.п. для данных видов сигнала и практически любых расстояний до источника. Кто-то скажет, что можно использовать WiFi канал и не тянуть провода, но, во-первых, такой вариант не очень стабильный, а, во-вторых, может потребовать со временем услуг системного администратора, что нам не совсем подходит.

Остается установить проекторы в специальную конструкцию. Тут в принципе ничего сложного. Главное – помнить следующее: проектор забирает холодный воздух с одной стороны, охлаждает им лампу и выпускает его с другой стороны... Желательно, чтобы не получилось так, что одни проекторы "питаются" холодным воздухом, а другие – "отходами" от первых.

Я в этом проекте применил максимально открытую конструкцию (учитывая, что инсталляция находится все-таки в помещении) с перемычкой для изоляции и отвода горячего воздуха и вентиляторами тяги. Это увеличит срок эксплуатации и ламп, и проекторов (рис.2).

Изображение

Изображение

Теперь о согласующем оборудовании. Начну, пожалуй, с серверов. Собирались они в рэковых корпусах 19”. Добра этого сейчас на рынке полно, но мой выбор был сделан на основе разумно увеличенного внутреннего пространства, причем не в длину, а в высоту. Вполне достаточно корпуса 3 или 4 U.

Конфигурация выглядела так. 1. Материнская плата от известного брэнда серии Pro даст больше шансов на долговечность и стабильную работу даже в весьма экстремальных условиях. 2. Максимум оперативной памяти ускорит обработку информации. 3. Процессор и блок питания "с зазором" по производительности не будут перегреваться и деградировать раньше времени даже при повышении температуры воздуха. 4. RAID1 массив из SSD дисков создаст надежный и скоростной кластер для хранения информации: даже если и выйдет из строя один диск, то второй – зеркальный его клон продолжит работать. 5.

Дополнительная вентиляция в корпусе избавит от возможных перегревов компонентов или обеспечит более низкий относительно номинального температурный режим работы. 6. Источники бесперебойного питания гарантируют долгий срок эксплуатации как проекторов и медиасерверов, так и дополнительного оборудования. Все это доступно в открытой продаже, нужно только выбрать и собрать (рис. 3,4,5).

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
А теперь о самом главном. Как собрать все это воедино так, чтобы дистанционно, нажатием одной кнопки система сработала и запустила "огонь" в здании, звуки, характерные для пожара, дым, жар и пар, когда при попадании в "горящее окно" воды из брандспойта огонь стихает, а по окончании игры она была автоматически готова к новому пуску? Для этого мною специально был создан прибор "VJLight – 1" (рис. 6).

Изображение

Продолжение следует...

www.VJLight.ru
www.russianvjs.ru
www.minopolisoz.ru - теперь ребрендинг - https://www.zkidz.city/
www.ozmall.ru

http://vj-dj.arkaos.net/credits/grandvj-content (В самом низу мои работы)

Не для публикации на сайте Malbred-плагиатора: viewtopic.php?f=33&t=7

Журнал "Шоу-Мастер" №82 (скачать): http://www.show-master.ru/archive/

Ещё статьи: http://www.vjlight.ru/publications.html

Ответить